Миксер для парафойла.
Миксер для парафойла.
Что же такое миксер?
Это довольно простая система блоков под куполом, которые равномерно но на разное растояние отпускают ряды подкупольной, для имзенения угла атаки крыла.
В 2006г. Катаясь на ручечном парафойле, от теперь уже мертвой фирмы «Дюна», я решил попробовать сделать его депауэрящимся, забавно, что он был с лесками в морде. Забавно, что все производители парафойлов, включая лидера, отстали от разработчика «Дюны» почти на десяток лет.
Делая миксер для 8-ки я руководствовался принципом - чем сильнее повернется крыло – тем мне лучше, не запариваясь будет оно стабильным на таких углах или нет.
Из опыта в создании подкупольной в балонных кайтах CrossWind Frigat и Drongo, Также понимал, что лучше, чтобы крыло сделало максимальный поворот за ход депауэра, без всяких тримеров.
В Тольятти в 2010г на Чемпионате России, такой депауэр на моем надувасте Frigat, очень здорово выручал. В моменты порывов флаеводов сдергивало, а я просто подавал планку от себя, пока соперники выбивали по тримеру подстраивая свои кайты под ветер.
Так я сделал, и узнал, что фойл может быть с адическим депауэром,
Стало ясно, что фойловое крыло технически может даже лучше сбрасывать и набирать тягу, чем надувное. Что на тот момент меня поразило, ведь все серийные фойлы были и есть с весьма посредственным депауэром.
Из опыта катания на таком 8м фойле с 2007г, я понимал, что мне нужно такое же стабильное крыло только большей площади - для предельно слабого ветра.
Потому, что, поставив большое крыло на подобный миксер можно получить лайтвиндовый фойл, с возможностями которых не будет у конкурентов.
Сразу после гонок в Тольятти, я заплатил за новый кайт, на тот момент фирма закрылась, разработчик неудачно попытался объединиться с другим человеком. Но я знал, что никто еще не шьет кайтов с лесками в морде, а у кайта с лесками хватит стабильности чтобы висеть на одном лишь «А ряде».
Другого производителя я не рассматривал, т.к. имел много неудачных опытов в перестановке бездепауэрных кайтов на депауэр в том числе и клапанных, клапанные отличались большей стабильностью чем безклапанники, но были с неудачной геометрией.
По итогу прождав полгода, я со скрипом получил 18м кайт. Моим основным условием было, то, чтобы в морде кайта были лески.
Но по итогу вместо лесок там был ламинат, похоже, что меня спас ламинат (он работал не намного хуже лесок), и тот факт, что кайт был клапанным. Хотя выбранный тип ткани из моего опыта - был неудачным с точки зрения стабильности.
Прикольно то, что «испытатели» потерпели на этом кайте. Похоже было, что он их порвал как «тузик грелку», причем в слабый ветер, т.к. отправитель сказал, что на заказываемой мной площади катать невозможно. Я же получил посылку, в котором был жутка запутанный, зверски скомканный кайт без чехла. Я очень обрадовался, что сам купол и подкупольная была целой! Ради интереса решил поднять его на родном миксере.
Был солнечный безветренный день. С трудом можно было определить направление ветра. Я разложил и с трудом поднял кайт т.к. ветра не было. С трудом он держался в воздухе в безветренную погоду. Скорость ветра была окло 1м.с. Я оттолкнулся, на ходу застегнул вторую ногу в борд и поехал. Удивительно, но немного разогнавшись, кайт начал дозить… я остановился – ветра нет, и в верху, и в низу. Поехал снова и все то же самое, тяги слишком много для такого ветра. Планка очень легкая, неинформативная. Миксер имел очень низкую эффективность, поэтому не удивительно что он дозил, 18м это площадь парапланного акрокрыла, как раз подходящего под мой вес.
Я потратил неделю чтобы сделать для этого крыла нормальный миксер, точнее миксер придумал и собрал за пару часов, а вот неделю его пришлось настраивать.
Наконец все удалось, но из-за неравных расстояний между рядами, сразу не смог придумать правильный миксер, т.е. крыло лишилось рестарта. Зато на нем можно было выдержать ветер до 15м.с. При этом в 10м.с. можно было с места прыгать на удивительную высоту в 5+ метров. Ни один кайт с места не может так поднять и сегодня, если конечно не ловить восходящие потоки. А при разгоне можно было прыгать на 10м+
Так я на нем без возможности рестартиться и выиграл все гонки в слабый ветер, на Чемпионате Мира и России в 2011г. На нем можно было выигрывать и в сильный, но зачем, если были более подходящие надувасты с аналочным депауэром. Конечно доска давала еще большее преимущество. Но с неэффективным депауэром ехать быстро слишком некомфортно и перегружаешься сильно, а тут напротив, сосредотачиваешься на том чтобы напрячь все силы на скорость, а не на борьбу с ветром. Учитывая что соревновательного опыта у меня практически не было, любая помощь была кстати.
Потом под Чемпионат Европы сделал такой же эффективный миксер своей красной 18хе, но уже дающий возможность поднять кайт задним ходом. Поскольку было известно, что на горном озере будет очень большая плотность кайтов, задний ход был просто необходим. Жаль на тот момент у меня еще не было 17.5м кайта. А погода в РБ не позволила мне проверить настройки фойла на ходу. Зима не пришла. Так я и поехал, как позже выяснилось, с совершенно криво настроенным кайтом. К неудаче, ветра там были слабые. А фойл не летел толком. Пришлось гонятся на 16м надувасте, а надуваст как известно в слабый ветер немного уступает по летным параметрам, а по тяге уступает сильно, и депауэр в такой ветер особо был не нужен. А вот борды у Россиян были точно такие же как у меня. Результат второе место. Похоже к Чемпионату Европы я научился гоняться, и выиграл больше за счет умений.
Позже, я настроил как надо этот парафойл, зарекшись больше никогда не возиться в богатой подкупольной парафойловой расстроповке.
Что же касается современных парафойлов, маловероятно что производители станут делать миксера на подобии того что стоит на моей 18хе. По крайней мере на момент 2018г., нет для этого ни каких признаков.
И хотя лидеры парафойлостраения и делают хорошие кайты, они не преследуют таких целей.
На то, есть несколько причин. Многие гонщики признавались, что гоночные парафойлы для них слишком сложные в управлении. А установка такого депауэра на парафойл приводит к ряду моментов. Во-первых, еще сложнее и опаснее стартовать. Во-вторых, он настолько сильно откликается на планку, что неумелое управление в сильный ветер легко может привести к травматизму, поскольку в отличии от надувастов, планка все равно остается очень легкой и не такой информативной. А производитель всегда сориентирован на общий рынок. Поэтому миксеры всегда будут затуплены, так сказать - адаптированы под потребителя.
Кроме того, в хорошо депауэрищемся кайте есть один существенный недостаток - чтобы выжать из кайта всю тягу, нужно очень точно управлять планкой, что совсем не просто. Но зато на соревнованиях при попадании в неожиданно сильный ветер, вы на первом же порыве лишаетесь всех соперников. А если вам надо сигануть в верх на 10м, это можно сделать даже с мешком «кортошки» за плечами.
Из опыта можно сделать вывод, что хороший миксер может позволить ехать в ветер втрое более сильный, а значит и прыгнуть втрое выше. Так на моем парафойле 18м с моим миксером начинает срывать в тот же ветер, что и на кайте бездепауэрном площадью 5м. Но здесь получается, еще и удорожание кайта. Ведь, минимальный ветер в который тянет парафойл, хоть и незначительно, но увеличивается, и сильно увеличивается при недостатке опыта.
Таким образом, чем эффективнее депауэр, тем больше тяги в принципе теряет кайт. А значит на тот же ветер нужен кайт большего размера - более дорогой. Выжать же из хорошо депауэрящегося кайта всю тягу может только очень опытный пилот. Таким образом производителю просто не выгодно делать такие кайты, и не выгодно с точки зрения маркетинга, ведь им нужно чтобы кайт понравился и новичку и продвинутому кайтеру. А фойл который при поднятии в средний для него ветер, рвет за собой на 20 метров вперед - далеко не каждому понравится, да и прыгнуть высоко на таком кайте легче чем приземлиться.
С надувастами все немного иначе.
Во-первых, есть серийные надувасты с предельно хорошим депауэром. По крайней мере раньше были, хоть и встречались редко особенно у топовых брендов. В надувастостроении все так же сильно ориентированно на массу, несмотря на то, что, в отличии от парафойла, мощный депауэр не усложняет управление, нужно лишь привыкнуть к тому, что, подав планку от себя, он сбросит очень много тяги, и не усложняет старт, а напротив делает его более безопасным, т.к. надуваст поднимается с края окна где тяги нет.
Не стоит забывать что всегда выгоднее сделать то, к чему все привыкли, чем кого-то в чем-то убеждать.
Во-вторых, все крупные производители сориентированы на производство маленьких кайтов площадью до 10м. так как рынок сориентирован на страны где дует, были времена когда с рынка пропадали вообще крупные размеры кайтов, т.е. ни один "крутой" бренд просто не делал кайт для слабого ветра больше 12-13м., мотивируя это тем, что это слишком маленькая часть рынка для них неинтересна. На деле просто не желая вкидывать ни цента в разработку адекватно управляемого лайтвиндового кайта, поскольку для большего купола нужна уже совсем другая SLE расстроповка, чтобы обеспечить поворот купола на тот же градус при том же ходе депауэра.
Как ни странно, до сих пор насколько мне известно никто не делает разные разстроповки на кайты различной площади, хотя это совершенно логично. Ведь купол нужно повернуть на тот же градус, но ход планки на большом кайте будет совершенно не тем что на малом.
Как результат поставив ту же SLE уже на гораздо больший купол, вы либо отращиваете руки как у обезьяны и теребите миксер от каждого порыва и думаете, что так оно и должно быть, или сами загоняетесь тем, как это переделать SLE так, чтобы оно лучше работало на тех же точках крепления к куполу, поскольку вшить в купол новые точки не так то просто.
Ну и в заключение со временем была придумана фишка, чтобы остался один лишь маркетинг - на крупные соревнования вы можете быть допущены, только с кайтом определенного бренда, купившего лицензию за немереные деньги по меркам мелких компаний, и кроме того, вы не имеете права в него вносить изменения в частном порядке, чтобы видимо не нарушать имидж торговых марок, ненароком доказывая, что такие как они есть - они представляют из себя откровенную "лажу".
Так например с хорошим депауэром прыжки становятся более безопасными, т.к в полете у вас больше возможностей, ведь управление ведь управление у вас теперь полноценное. Например вы можете резко скинуть тягу, резко набрать тягу - ну как на маленьком кайте! Да и прыгается повыше, но этот фактор скорее делает прыжки более опасными. Сильно повышается комфорт в порывистый ветер.
Но в противовес - чтобы поехать в не сильный ветер, нужно не только махнуть кайтом, но и потянуть и удержать планку для создания тяги. Это вроде как усложняет управление, но на самом деле, это больше дело привычки, а управление тут просто полноценное.
К сожалению - как показала практика новых более дешевых брендов, но и более интересных кайтов. Не имеет значения, что кайт лучше работает, если в престиж и рекламу вброшено мало денег. Маркетинг рулит. И человеку не так важно какие у его кайта характеристики и возможности, как важна марка, к тому же, что либо почувствовать и понять новичку крайне сложно, даже опытный пилот с первого раза может не прочувствовать, что к чему, а большинство тех, кто откатал не один год, уже привыкли к стандарту, и как правило чувствуют одно - что тут "все не так как надо". А что это дает новые возможности - мало кто чувствует и понимает.
Все это очень смахивает на серии топ гир про драгрейсинг, когда эта троя приезжает на дорогущих суперкарах на драг, и проигрывают абсолютно всем, даже полуразвалившимся обычным тачкам, в тюнинг которых вброшено жалких 3тыс зелени, причем с таким отрывом, как будто с ручника не сняли.