разница между балонными кайтами и парафойлами

Есть два основных популярных типа кайтов: баллонные те что нужно накачивать насосом: 

 

и парафойлы, по конструкции больше напоминающие небольшой параплан:

 

 

 Основные отличительные моменты:

Накачиваемые баллоны кайта создает достаточно жесткий профиль. за счет чего кайт ни при каких условиях не теряет своей формы. За счет жесткости, его можно поднимать с края окна, и садить в краю окна полностью самостоятельно. Что очень удобно, ведь на краю ветрового окна тяга у любого кайта минимальна. Жесткий каркас повышает отзывчивость кайта. Он быстрее откликается на команды руления. Его проще словить (в случае если есть принимающий человек) и легче запарковать.  В сильный ветер достаточно кинуть 2кг груза, и его не унесет, если только...

 

 У парафойла в отличии от баллонного кайта - нет каркаса, он наполняется сам за счет набигающего потока ветра что зимой очень удобно. Занимает чуть меньше места за счет отсутствия насоса, но его раза в 3 сложнее самостоятельно посадить как в сильный так и в слабый ветер. В сильный ветер его весьма опасно как поднимать так и садить в сравнении с баллонным кайтом.

Ветровой диапазон на сегодняшний день приблизительно сравнялся, что у водных кайтов что у парафойлов. Раньше парафойлы имели более узкий диапазон что вызывало необходимость иметь большее их кол-во в линейке, и чаще менять. Вобщем этот параметр со временем стал лучше.

Однако парафойл хуже рулится. 

Но при этом в минимальные ветра парафойл выше поднимает в прыжке и дольше держит в воздухе. В отличии от баллонных кайтов. Этот момент стоит отметить особенно, т.к. это на мой взгляд самое большое приимущество парафойлов. Многие из современных парафойлов позволяют прыгать в ветра 1-4м.с. (зимой), в такой ветер - ни один даже самый здоровый баллонный кайт не поднимет выше метра. Баллонные кайты становятся прыгучими от 5-6м.с. и чем сильнее ветер тем лучше.

В сильный же ветер напротив, баллонные кайты в большинстве своем выигрывают в прыжке. Хотя очевидно со временем этот параметр сравняется.

Однако сильный ветер как правило порывистый. А порывистый ветер губительно влияет на характеристики фойлов.

 

Долговечность и ремонтопригодность.

Оба кайта могут служить долго при адекватной эксплуотаци и ремонтируются приблизительно с одинаковыми усилиями. В то же время таскать кайт по насту (самое разрушительное для кайтов покрытие) является менее болезненным для парафойлов, они легче это переживают. 

С другой стороны подкупольная у парафойлов чаще цепляется за наст что провоцирует запутывание кайта в его богатой расстроповке.

Вообще в целом у парафойлов слабым местом является подкупольная, и этот момент так же нужно выделить особенно. Ведь необходимая настройка точности длин расстроповки в парафойле +-2мм является принципиальной, существенной. У баллонных кайтов такой особенности нет. Как правило даже +-20-30мм роли не сыграет да и на практике такой игры и не бывает т.к. вся подкупольная у баллонных кайтов является высоконагруженной. Кроме того у баллонных кайтов подкупольная состоит только из А ряда, и ему просто не с чем сыграть. И еще высоко нагруженная подкупольная у баллонного кайта не провоцирует сбои в длинах строп при некоторых специфических погодных условиях вызывающих намерзание льда зимой, в результате чего мало нагруженные стропы парафойла могут укоротиться или прилепиться одна к другой. 

Так же и в соленой воде у парафойлов легко от соли и намокания "уплывают" настройки вплоть до полной неспособности лететь. В тех же условиях баллонный кайт ровным счетом ни как не реагирует на отмокание в соленой воде. 

Удобство эксплуатации.

Надувной кайт (баллонный) не нуждается в каком либо особом обслуживании. Важно его просушивать после каталки, и заклеивать своевременно разрывы полотна если вы любитель посадки в кусты и на деревья. Это все что от вас требуется. 

В то же время закинув фойл на дерево либо на куст, снять его не порвав, будет еще сложнее чем баллонный. Поскольку он цепляется своей развитой подкупольной расстроповкой.

 

Кроме того после катания парафойл нужно не просто просушивать, а проветривать внутренность с помощью фена или вентилятора что бывает не удобно.

В парафойле не редко приходится настраивать подкупольную, что на деле осуществляется муторно или затратно.

Сложности с подкупольной расстроповкой – это самый большой недостаток парафойлов. На море крайне мало людей катается на парафойлах. Если таковые вообще встречаются.

 

В целом управлять Баллонным кайтом значительно легче чем парафойлом, особенно если речь идет о гоночных кайтах. Так например на соревнованиях в России некоторые пилоты без стеснения заявляли, что они еще не доросли до некоторых гоночных парафойлов, настолько сложное у них поведение. В то же время, когда опыт позволяет, погонять на парафойле бывает очень интересно, именно из-за большей сложности аппарата.

Много пилотов предпочитают балонные кайты даже не из-за простоты поведения, поскольку многим опыт позволяет управлять чем угодно на высшем уровне,

 

 но из за надежности, комфорта, удобства эксплуотации.

Однако хоть казалось бы баллонный кайт выигрывает в управлении и в целом в эксплуатации, у парафойлов есть ряд своих неоспоримых преимуществ, которые особенно в условиях гони могут сильно перевесить их недостатки.

Летные характеристики:

Парафойлы как уже упоминалось, имеют чуть большую лайтвиндовость. Начинают летать они практически от одного и того же ветра что и баллонные кайты, однако позволяют двигаться немного острее на ветер. Что крайне важно в условиях гонки. Так же Кроме того, в минимальный ветер хорошие парафойлы способны поднимать в воздух весьма лучше баллонников. Т.е. в слабые ветра1-4м.с. на парафойле значительно легче прыгнуть чем на баллонном кайте. Что больше конечно относится к зимней каталке, т.к. на воде катальный ветер начинается только от 4м.с.

Есть и недостатки в этом плане - они очень чувствительны к порывам ветра. Небольшой турбулентный поток может с легкостью сбить кайт или завязать кайт "бабочкой" если вы не обладаете достаточным опытом. 

Кроме того в принципе в порывистый ветер парафойл летит хуже. Именно поэтому на них и выгодно соревноваться в самые слабые ветра, потому что чем слабее ветер, тем в принципе он ровнее.

 

 

но проигрывает в нем же если ветер сильный, потому как сильный ветер в принципе не бывает ровным.

 

 

Есть еще один нюанс, если у вашего парафойла нет сетки на воздухозаборных караманах, а только клапана, то во время катания внутрь может попадает снег, далее он скатывается в снежок и край крыла в котором заляжет такой снежок потихоньку выводит кайт из равновесия, в итоге вынуждает посадить кайт и очистить его от снега. 

С другой стороны сетка плохо пропускает воздух когда идет легкий дождь из за поверхностного натяжения воды на воздухозаборной сетке.

так что здесь еще не все дорешено.

Безопасность:

Парафойлы могут набирать воду при падении, они не могут работать как спасательный круг если вы потерпели бедствие где ни будь далеко от берега, кто бы что не говорил - ни у одного парафойла я еще не видел надежной страховки. Очевидно что отсутствие жесткого каркаса не дает возможности сделать надежную страховку. Поэтому обязательно одевайте спас жилет.

Надувные кайты в этом плане сильно выигрывают, особенно если вы перекрываете перепускные клапана катаясь далеко от берега. Все же и здесь спас жилет нужно одевать непременно.  К тому же даже в случае если рестарт по каким либо причинам оказывается невозможен, а вы находитесь вдали от берега, то вы можете подплыть к своему кайту, или подтянуть его к себе за страховку и поставив его на ребро управлять им как парусом. Такое вот самоспасение возможно только на баллонном кайте:

 

Кроме того в случае падения от недостатка ветра балонный кайт вас всегда будет тянуть лежа на переднем баллоне, в то время как парафойл через какое то время, наоборот приковывает вас к месту падения работая как плавучий якорь.

Лично я катаюсь всегда только в спас жилете, порой даже зимой поскольку спас жилет еще и отлично защищает спину от ударов.

Страховка:

У всех надувных кайтов страховка работает идеально. Кайт падает полностью обезветрянный и не тянет - вообще.

У парафойлов при отстреле в штормовых условиях, как правило во первых кайт тянет, во вторых вращается и спутывает расстроповку, и лишь при благоприятном стечении обстоятельств обезветревается с большего. 

На деле при запутывании кайта, например если кайт в падении прворачивается в стропах, в 99% случаев на баллонном можно вернуться на полноценно управляемом кайте хоть и на трущихся друг о друга стропах. 

Фойл же в 50% случаев теряет возможность летать.

Подитожим общие приимущества и недостатки:

Парафойл Вам может понадобиться в случаях:

1. Если вы зимой собираетесь ехать на значительное расстояние и не планируете финишировать в зоне старта. То есть смысл взять парафойл, поскольку насос с собой брать в рюкзак не удобно и не безопасно. А взяв парафойл вместо насоса можно положить второй штормовой парафойл, который кстати будет выступать в роли отличного «аирбэга» в вашем заплечном рюкзаке.

2. Так же если вы хотите разнообразить свою каталку и повысить мастерство, имеет смысл обзавестись парафойлом, парафойл как ни крути требует большего мастерства но и имеет свои "фишки".

3. Если вы участвуете в гонке то даже минимальное преимущество где все по силе приблизительно равны непременно сыграет решающую роль.

4. Прыжки при минимальных ветрах получаются однозначно выше на парафойле и значительно.

5. Если вам нужен огромный кайт, легче найти большой парафойл чем большой баллонник.

6. Парафойл быстрее готовится к старту за счет того что его не нужно накачивать насосом.

 

Баллонный кайт или по другому Надувной кайт вам подойдет в случаях:

 

 Баллонный кайт хорош как универсальный кайт на все случаи жизни

1. Освоения кайтинга, обучения.

2. Катания на воде, особенно на море (в соленой воде).

3. Катание в дали от берега или при отжимном ветре.

4. Катание в сложных ветровых условиях. (порывистый ветер, снег, дождь или просто сильный ветер)

5. Одиночное катание (когда не кому вас подстраховать и посадка предстоит самостоятельная)

6. Отдых, релакс. В кайте нет подкупольной и путаться тоже нечему, проще в обращении особенно тем кто боится всех этих "веревочек", баллонный кайт не вяжется бантом потому что имеет довольно твердый надувной каркас, у баллонного кайта прямолинейное управление и высокая скорость отклика купола на планку.

7. В случае плотного кайт замеса у вас есть преимущество в таранной способности.

 

 

 

Вывод один, тут как и во всем, каждый девайс предназначен для своих определенных целей. А в принципе катать и учится можно на любом кайте. главное чтобы было в удовольствие. Наконец именно за этим и приходят в кайтсерфинг!